Политика. Новости Воронежа

Не фоновый кандидат: политолог оценил шансы Надеждина на участие в президентской гонке

07.02.24

Не фоновый кандидат: политолог оценил шансы Надеждина на участие в президентской гонке Фото: телеграм-канал Бориса Надеждина

31 января в Центризбиркоме (ЦИК) завершился прием подписей кандидатов в президенты. В их числе были уже привычные нам лица, такие как Слуцкий, Бабурин, Путин, Даванков и другие. Но среди них был и тот, кто выбивался из привычной российскому избирателю повестки. Речь идет о муниципальном депутате из Долгопрудного Борисе Надеждине, который за пару месяцев стал одной из самых ярких фигур в российской политике. Но в ЦИК заявили, что нашли «мертвые души» в его подписных листах. Хотя Надеждин все еще рассчитывает, что его допустят к основной стадии выборов, только вот эксперты не столь оптимистичны на этот счет.

Корреспондент «Пятой власти» пообщался с самым известным в Черноземье политологом Владимиром Слатиновым и узнал о прогнозах касательно перспектив Надеждина на участие в президентской гонке.

 

Альтернативный курс

Политик Борис Надеждин, планирующий выдвигаться на пост президента РФ от партии «Гражданская инициатива», предложил альтернативный пророссийский курс, чем серьезно обеспокоил действующий электорат. Предполагаемый фоновый кандидат неожиданно стал стал восприниматься в качестве приемлемой альтернативы для либеральной части избирателей, породив так называемый феномен Надеждина. Об этом 7 февраля корреспонденту «Пятой власти» рассказал политолог Владимир Слатинов.

Как отметил Слатинов, больше всего Надеждин «драконит» действующую власть тем, что он сумел показать Кремлю востребованность другого пророссийского политического курса. При этом используя имидж простого человека, лишенного крайностей. Интересно еще и то, что политическая биография Надеждина не сильно вяжется с картинкой оппозиционного кандидата.

 

Феномен Надеждина

Владимир Слатинов

политолог

«Феномен Надеждина связан с тем, что системные политические силы России придерживаются строгих норм в части отношений с президентской властью. В том числе, придерживаются очень жестких стандартов ведения нынешней президентской гонки. Если быть откровенным, то эти стандарты заключаются в том, что кандидаты от парламентской оппозиции выступают фоном для основного кандидата. Феномен Надеждина заключается в том, что на фоне, играющих по четким правилам системных политических сил, он начал декларировать другую повестку и сразу стал заметным.

Это относительно известный человек с достаточно богатой политической биографией, в рамках которой было сотрудничество с очень разными партиями и людьми. Включая нынешнего модератора внутренней политики России Сергея Кириенко. Поэтому Надеждин не взялся из ниоткуда. Это политик с большим стажем, серьезными связями и знакомствами. Надеждин выстрелил потому, что среди всех выдвинувшихся кандидатов продемонстрировал другую повестку – не быть фоном для основного кандидата, а предложить альтернативу существующему политическому курсу», – размышляет Слатинов.

Конечно мы не можем утверждать, что Надеждин был предложен оппозиционно настроенным избирателям в качестве легального способа выразить свой протест. Однако, подвязки политика среди значимых фигур действующей власти наталкивают на определенные мысли. Но даже если кандидат в президенты был предложен намеренно и согласованно, то вот дальше все пошло не по плану модераторов внутренней политики, считает политолог.

Владимир Слатинов

политолог

«Мы не можем ничего утверждать, но можем предполагать. Учитывая нынешние реалии российской политической системы, почти уверен, что он получил «отмашку». Почему это произошло? Администрация президента, которая занимается модерированием президентской кампании, тестировала разные модели президентских выборов. В частности, говорилось о том, чтобы в них участвовали главный кандидат и кандидаты от основных политических сил. Собственно, они и выдвинулись в лице Слуцкого от ЛДПР, Харитонова от КПРФ и Даванкова от партии «Новые люди».

Были разговоры о том, что в кампании будут участвовать только представители от системных политических партий. Но в этом случае все остальные кандидаты получили бы некий намек на то, чтобы «не рыпаться». Этого не произошло. Мы видим, что выдвинулись разные персонажи. В том числе персонажи, которые регулярно участвуют в политических кампаниях – Бабурин и Богданов. И мы можем предполагать, что модераторы президентской кампании решили ее несколько разнообразить. В том числе выдвижением представителей непарламентских партий. И Надеждин выступил в такой роли от умеренно либерального лагеря. В некоторой степени я уверен, что он получил «отмашку». Учитывая реалии политической системы и его прошлое личное знакомство с Кириенко. Вероятно, его имели ввиду в качестве некоего либерального кандидата для разнообразия. А предложив альтернативный политический курс, Надеждин превратился в магнит для избирателей, которые эту политическую альтернативность искали», – объясняет политолог.

 

Жажда альтернативы

Если взглянуть на ретроспективу выборов президента России, то можно заметить некоторые «совпадения». И речь идет вовсе не про неизменного главного кандидата, а про его «конкурентов». Например, Бабурин выдвигает свою кандидатуру на пост президента уже с десяток лет и каждый раз впустую. Но если люди, желающие потягаться с Путиным – меняются, то идеи этих переменных остаются незыблемы. Так, почившего Жириновского заменил Слуцкий (от ЛДПР), при этом утверждая, что продолжит деятельность в память об умершем главе партии. А господина Явлинского (от партии «Яблоко») «заменил» Надеждин, удовлетворив приверженцев умеренно либеральных ценностей.

Владимир Слатинов

политолог

«Отклик в отношении Надеждина мы увидели потому что он показал себя человеком, который не играет фоновую роль в отношении основного кандидата.

Мы понимаем, что системные политические силы играют фоновую роль, а несистемные политические силы зачищены. А те кандидаты, которые не выдвинулись от системных партий, но являются традиционными участниками кампании по типу Бабулина или Богданова – тоже играют фоновую роль. Люди это чувствуют! Поэтому Надеждина стали воспринимать в качестве политической альтернативы, и в этом заключается его феномен.

Как мне кажется, вот эта быстрая консолидация, как выяснилось, имеющегося электората, который готов выразить свою публичную позицию в поддержке альтернативного политического курса, – стала неожиданной, в том числе, для модераторов избирательной компании. Поэтому всех так впечатлили очереди, чтобы поставить подписи за Надеждина. И мгновенное распространение его образа в медиа», – делится Слатинов.

Хоть для Надеждина и была уготована фоновая роль, но он ее мгновенно перерос. Тем самым показав действующей власти и всей России, что в нашем обществе есть часть электората, готовая поставить подписи не только за действующую власть. Только вот Надеждин, скорее всего, не будет допущен до участия в президентской гонке, такого мнения придерживается Владимир Слатинов.

Владимир Слатинов

политолог

«Понятно, что он вышел за рамки этой фоновой роли, которая ему предназначалась. Как мне кажется, у Надеждина нет никаких шансов, в условиях, когда в качестве главного сценария президентской кампании рассматривается абсолютное доминирование основного кандидата при фоновой роли всех остальных участников. И мы это видим по тому проценту брака, который ЦИК нашел в его подписях. С моей точки зрения, шансы Надеждина на регистрацию в качестве кандидата крайне невелики, так как он выбился из базового сценария кампании», – отмечает политолог.

Мнению политолога вторит заявление Центризбиркома РФ. Напомним, 5 февраля в ЦИК заявили, что подписях Надеждина было обнаружено 15% брака. В штабе политика уже рассказали о намерении обратиться в Верховный суд, чтобы «отбить» подписи своих избирателей.

 

Процент Надеждина

Зарегистрирует ли ЦИК умеренно либерального кандидата в президенты России, пока неизвестно, но ожидается, что комиссия объявит о своем решении в ближайшие дни. Тем временем данные социологических опросов разнятся. На какой процент голосов Надеждин может рассчитывать на выборах уже сейчас называли разные социологические центры. Так, в «Левада-Центр»* заявили, что политик может получить около 4% голосов. А согласно исследованию группы «Russian Field» Надеждин может рассчитывать на 10% голосов. Отметим, что в нынешней политической системе такой процент гарантирует строгое второе место в президентской гонке.

Владимир Слатинов

политолог

«Социологические опросы, которые проводились в последние дни, показали, что Надеждин может получить второе место. Он может рассчитывать на заметный процент голосов. В таких условиях, когда понятно, что основной кандидат получит явно более 70%. Я даже думаю, что (Путин – прим., ред) получит в районе 80%. Эти проценты понятны и объяснимы в условиях консолидации вокруг флага, СВО и нынешней политической системы. Но феномен Надеждина заключается не только в поразивших всех очередях людей, чтобы поставить за него подпись и даже не в том, что он быстро завоевал медийную повестку. Феномен в том, что его электоральные перспективы стали очень убедительными, но не с точки зрения конкуренции с основным кандидатом, а с точки зрения перспективы занять едва ли не второе место. И это была бы довольно неприятная история для нынешней власти.

Именно это обстоятельство сыграет ключевую роль в решении вопроса его регистрации на выборах президента. Ведь для власти меньшим риском является проведение спокойной политической кампании, где основной кандидат будет символизировать консолидацию общества вокруг флага, а все остальные будут играть фоновую роль.

Его потенциал максимально оценивался в 16%, а так назывались различные цифры от 2% до 10%. Оценки росли даже со стороны лояльных нынешней власти социологических служб», – рассказывает о перспективах регистрации Надеждина политолог Владимир Слатинов.

 

Что будет с Надеждиным?

В России уже много лет строится полярный дискурс, который выражается в любви к действующей власти или же в крайней ненависти к ней. До выборов 2024 года оппозиционные кандидатуры предлагали удовлетворять потребности своих избирателей довольно радикальными методами, а действующая власть выбрасывала их за борт политической карьеры не менее радикально. Слатинов отмечает, что с Надеждиным ситуация совершенно другая. Политик выстраивает имидж спокойного и рассудительного человека, при этом выказывая свое недовольство сложившейся политической системой. Но это недовольство вписывается в политический курс России, а его предвыборная кампания не ориентирована лишь на ярых оппозиционеров. Надеждина нельзя упрекнуть в лояльности к Западу или Украине, а его критика политики Кремля довольно мирная и аккуратная. 

Владимир Слатинов

политолог

«Что касается его дальнейшей судьбы, то она зависит от того, что дальше будет делать нынешняя власть. Потому что уже ясно, что он стал одним из самых ярких оппозиционных политиков, но нынешняя политическая система очень жесткая. Поэтому будем надеяться, что никаких экстремальных событий с Надеждиным не случится, и он займется поиском своей политической ниши. Это был бы неплохой вариант для Надеждина и для нынешней политической ситуации в целом, потому что если Надеждин подвергнется давлению, то это будет таким плохим знаком. Нет никаких сомнений, что он стал открытием для российской президентской кампании», – заключил политолог Владимир Слатинов.

 

*Признан Минюстом РФ иностранным агентом и внесен в реестр НКО иностранных агентов (18+)

Федор Коваль

Поделиться:

18+