Политика
19.01.23
Глава Воронежской области Александр Гусев заявил о желании выдвинуться на губернаторские выборы в 2023 году. Какого положение чиновника сейчас и есть ли шансы снова оказаться в кресле губернатора? Разбираемся вместе с политологом Владимиром Слатиновым.
Ему шансы Гусева видятся «не абсолютными, но достаточно высокими».
— Безусловно, его слабая сторона заключается в том, что он по формальным признакам не принадлежит к пулу «губернаторов новой волны», (специально отобранных крупных федеральных чиновников, которые прошли через соответствующие курсы в российской академии народного хозяйства и гос службы, зачислены в резерв, и затем направлены в регионы для управления) но фактически и стилистически в рамках этого потока назначен. Будем говорить честно – назначен. А потом уже это назначение подтвердили избиратели. И второй момент заключается в том, что итоги правления (можно так уже сказать) в ходе первого срока Гусева, я подчеркну - в целом - могут устраивать Кремль: хозяйственные результаты есть, политическая стабильность есть, несмотря на определенные нюансы и неприятные моменты, о которых мы скажем ниже, социальная стабильность тоже имеется ( в области нет протестных акций). И наконец, что очень важно, регион граничит с ЛНР, хотя и не находится в прифронтовой зоне, как Курская или Белгородская область. Однако замена руководителя в регионе, который находится недалеко от зоны проведения спецоперации, чревата сегодня дополнительными рисками.
Источник: Telegram-канал «Гусев»
— Кого вы можете назвать в качестве альтернативного представителя на пост губернатора Воронежской области?
— Ответ на ваш вопрос следующий: реального конкурента Гусева сейчас может назвать только сам Кремль, а не какая-то политическая сила внутри Воронежской области. Если мы говорим об региональных элитах, то в рамках нынешних политических правил нельзя «заявляться» никому с некими публичными губернаторскими амбициями, если они не одобрены Кремлем. Так что никто в воронежской области среди элит не будет реально заявлять свои губернаторские амбиции, если Кремль сделает ставку на Гусева.
— Можете рассказать подробнее, как работает сейчас политическая система?
— Губернаторские кампании проходят в рамках так называемого «референдумного сценария», когда есть фаворит - маркированный кремлем кандидат, либо действующий губернатор, который назначается «временно исполняющим обязанности», если его срок полномочий заканчивается до выборов. Действующий губернатор либо получает одобрение Кремля, либо уходит, и на смену приходит новый «временно исполняющий обязанности». Оставшиеся месяцы он раскручивается как новый руководитель территории. Все остальные так называемые «соперники» - массовка из технических кандидатов для обеспечения легитимности выборов. Серьезной опасности для кандидатов Кремля они не представляют. Такова модель губернаторских избирательных кампаний и пока вряд ли что-то говорит о том, что в Воронежской области будет иначе. Для того чтобы что-то изменилось, должна измениться политическая система на макроуровне, общероссийском. Этого тоже нельзя исключать, но пока мы скорее исходим из инерционного сценария.
Источник: сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ
— Тогда кто по представлениям Кремля может быть потенциальным конкурентом Гусева?
— Это, как раз, может быть кто-то из губернаторского резерва, который сформирован самим Кремлем и из которого направляют руководителей в регион. Так что, если мы все-таки теоретически представим, что это не Гусев, скорее всего, это будет тот, кто сегодня состоит в соответствующем кадровом резерве. Я бы не стал гадать, кто это. Я встречал в ТГ каналах упоминания об одном крупном чиновнике из Калининградской области как о возможном будущем губернаторе Воронежской области, который сейчас работает в команде Антона Алиханова и некоторое время был на так называемых освобожденных территориях. Но сразу надо оговориться, что ТГ каналы могут только гадать. Хотя, еще раз подчеркну, если мы раскладываем какие-то пасьянсы и говорим о теоретически возможных кандидатах, то это действительно может быть представитель этой генерации. Генерации так называемых будущих «губернаторов новой волны», кремлевских резервистов, отобранных, специально обученных для управления в регионах. Но, мне кажется, что шансы Гусева сейчас предпочтительнее.
— Журналист Константин Чаплин утверждает, что в кулуарах воронежские элиты за консультациями до сих пор обращаются к Гордееву. Известно ли вам что-нибудь об этом?
— Этого исключать нельзя. Почему? Потому что Гордеев остается крупным на федеральном уровне связанным с регионом игроком. Я думаю, что какие-то вопросы, касающиеся лоббирования интересов отдельных представителей воронежских элит, или, возможно, вопросы, которые касаются каких-то арбитражных функций со стороны Гордеева, он мог решать.
Источник: сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ
— Если такое явление имеет место быть, почему оно вообще существует: Гусев не справляется с властью?
— Мы прекрасно понимаем, что Гусев не смог и не мог бы стать вторым Гордеевым. Его политическая стилистика совершенно иная. Если Гордеев был ясно доминирующим игроком на местном политическом и управленческом поле, то Гусев это такой «арбитр» и отчасти «модератор» среди воронежских элит. Гусев, скорее, «первый среди равных». Наша конструкция власти на региональном уровне сформирована таким образом, что губернатор все равно становится ключевым игроком, даже если в личностном плане он довольно слабый. Я не назову и не могу назвать слабым Гусева. У нас есть примеры: мы часто обсуждаем Орловскую область, где, с моей точки зрения, Андрей Клычков достаточно слаб. Но сама институциональная конструкция власти в регионах такова, что даже, несмотря на слабость персоны, губернатор все равно становится ключевым игроком, от которого многое зависит. И Гусев, понимая, что он не имеет ни той харизмы, ни того политического веса и влияния, как Гордеев, что он может быть только первым среди равных, с этой ролью в целом справился. Это мое глубокое убеждение.
— Социальный опрос: Гусеву доверяют богатые воронежцы. О чем может говорить данный показатель?
— Главными бенефициарами экономического роста в нынешней нашей системе, становятся богатые люди, которые занимают верхние позиции в бизнес-группах. Они получают основную выгоду от экономического роста, который мы наблюдаем все эти годы в регионе. Конечно, они поддерживают Гусева!
Кстати, я хочу сказать, что у Гусева свой, отличающийся от Гордеевского, взгляд на региональное развитие. Гордеев делал очень серьезную ставку на агропромышленный комплекс. У Гусева все - таки на первом месте промышленное развитие региона. Это стало совершенно оправданным в ситуации, когда случилось СВО и были объявлены санкции. Уже сейчас в Черноземье пострадали, как минимум, три региона: Белгородская, Липецкая, Курская область. Все потому, что металлургия, которая играет серьезную роль в их экономическом развитии, сильно просела. У Гусева ставка на промышленность удалась, потому что воронежская область не зависит от металлургии так, как соседи. Даже 2022 год регион закрывает в целом успешно, хотя и с некоторыми признаками кризиса.
Вторая причина тоже важная: именно богатые люди заинтересованы в стабильности. В рамках этой политико-экономической системы они получают максимальную, я бы сказал, не пропорционально высокую выгоду. Такова наша налоговая модель. Конечно, они заинтересованы, чтобы эта система сохранилась и не менялась, другими словами, чтобы она была стабильна. Эта пресловутая стабильность, о которой говорила и говорит федеральная власть, конечно же, сейчас сильно подвергается испытанию со стороны СВО, но пока поддерживается. Прежде всего, в таком типе стабильности заинтересованы имущие классы. Тут дело даже не в Гусеве, а в том, что поддержание нынешней политико-экономической модели, в воронежском случае – еще и с хозяйственным ростом - выгодно богатым.
Источник: Telegram-канал «Гусев»
— Если система одна, и любой кандидат на место губернатора – ее составляющая часть, почему людей "наверху" волнует второй срок Гусева?
— Этот вопрос тесно связан с предыдущим, это фактически продолжение сюжета. Тут важно понимать, что это элитная конкуренция, попытки лиц повлиять на власть – это совершенно естественный процесс.
Гусев в Черноземье остался последним местным губернатором. Во всех остальных черноземных территориях губернаторы поменялись, туда пришли классические представители так называемой «Новой волны». Артамонов - бывший вице-президент Сбербанка. Старовойт - бывший зам.министра транспорта. Егоров - бывший зам.министра строительства и ЖКХ. Гладков - бывший вице-губернатор Ставропольского края и Севастополя…. И, конечно, их приход к власти сопровождался определенным переделом сфер влияния в бизнесе. Это все отмечают. Региональным элитам пришло где-то подвинуться, но, тем не менее, местные элиты приспособились во всех случаях. Если гипотетически предположить, что в Воронежскую область приедет «посланец федерального центра» – «варяг», они, конечно, приспособятся. Но все-таки региональным элитам комфортнее сейчас с Гусевым. Есть некий консенсус касательно предпочтительного инерционного сценария с губернатором – то есть сохранение Гусева у власти: внутренние конфликты минимальны, открытых противоречий нет, ситуация в целом на стабильном уровне, хозяйственный рост пока наблюдался, национальные проекты и иные федеральные ресурсы достаточно активно осваиваются. Зачем что-то менять? Хотя понятно, что решение за Кремлем, и, в конечном счете, элиты будут приспосабливаться к этому решению.
— Социологи отмечают снижение доверия к Гусеву (хоть и не значительное), меньше половины опрошенных (48%) доверяют ему. Влияет ли это на выбор Кремля? Если нет, по каким критериям отбираются губернаторы? Соответствует ли им Гусев?
— С точки зрения Кремля, а Кремль сегодня принимает эти решения (мы с этого начали и этим заканчиваем), я, действительно, назвал бы несколько этих критериев. Ключевыми факторами, являются: отсутствие внутренних конфликтов на территории, общая хозяйственная динамика, социальная стабильность, уровень доверия к губернатору и президенту в регионе… и в случае Воронежской области, из-за соседства с ЛНР еще добавляется фактор стабильности с точки зрения вызовов, которые могут возникнуть для безопасности.
Кстати говоря, у нас есть формальный указ Президента, официальный документ, который устанавливает критерии оценки губернаторов! Там их можно посмотреть.
Собственно сам личный рейтинг губернатора тоже имеет значение. Я не занимаюсь избирательными кампаниями, но у меня есть знакомые, в том числе, скажем так, высшего пула российских политтехнологов, с которыми я часто это дело обсуждал и которые говорили, что факт личной популярности губернатора берется во внимание, хотя и не является абсолютно доминирующим. Те цифры, которые приведены в вашем опросе, довольно неплохи. Да, понятно, что вряд ли можно было бы ожидать от Гусева условно президентских результатов. Но я хочу честно вам признаться, когда в том или ином регионе губернатор показывает более высокий уровень, чем президент, это тоже является основанием для беспокойства! Вот так. Нельзя быть популярнее президента (смеется) ! Так что у Гусева в этом смысле показатели довольно приличные. Там наблюдается снижение, но обратите внимание, снижение всего на пару процентов. У нас вообще статистическая погрешность считается до 3%, так что ничего драматического в рейтинге губернатора нет. Вполне себе приличный.
— Что насчет «общественного мнения» и скандалов вокруг губернатора?
- Безусловно, учитывается минимизация внутриэлитных конфликтов, которые прорываются в публичное поле. Считается, что если губернатор не справляется с внутриэлитными конфликтами, то он удерживает политический контроль над территорией. Мы уже сказали, что воронежские элиты, на самом деле, сложные и мощные. Эта среда довольно конфликтная. Но, я много раз уже сказал в том интервью, в целом Гусев справляется. Обратите внимание, да, возникают какие-то проблемы периодически, но они не являются драматическими.
Конечно, крайне неприятно для Гусева все, что сейчас происходит вокруг Городской Думы, последних выборов и политической коррупции. То, что сейчас происходит вокруг депутатов и руководства Городской Думы: уже бывшие представители руководства и другие должностные лица, мы знаем, подверглись преследованиям - это все описывается термином «политическая коррупция», когда фактически покупаются места депутатов. Для этого используются административный и политический ресурс. Вся история с политической коррупцией вокруг Городской Думы в Воронеже – история неприятная для Гусева. Не скажу, что она создана, потому что в ней были объективные основания, но – раскручена. В процессуальном и информационном смысле. И не исключаю, что при помощи противников Гусева. Но все-таки несмотря на такой громкий резонанс, который она вызывает, эта история локальная, и я бы даже сказал, в каком-то смысле периферийная. Она создает для него неприятный фон, но не драматический, как мне кажется.
Другие истории… с новогодним убранством и с интернатом. Эти истории создают негативный фон, активно продвигаются в информационном поле. Но давайте честно говорить, они мало характеризуют реальную управляемость регионом. С точки зрения более серьезных аспектов политического руководства, здесь большее значение имеет хозяйственная динамика и отсутствие крупных социальных конфликтов.
Источник: официальная группа Воронежской городской Думы во «ВКонтакте»
Выборы в Городскую Думу и Областную Думу в 2020 году, прошедшие в общем довольно успешно для Единой России, в довольно управляемом формате, лишний раз показывает, что механизм политического управления территорией тоже работает. Да, он явно дал сбой в городе. Но важно помнить, что Гусев не возглавляет региональное отделение ЕР, как все остальные черноземные губернаторы. Поэтому скандал, который сейчас разворачивается вокруг Городской Думы, скорее является зоной ответственности регионального отделения и городского отделения ЕР. Гусев тут скорее несет косвенную ответственность как губернатор, который в целом контролирует политическую ситуацию территории, нежели, как тот, кто несет непосредственную ответственность за эту скандальную ситуацию.
- Давайте подведем итоги?
- В целом по всем этим показателям, положение Гусева вполне устойчивое. Но я думаю, что информационная повестка, связанная с умножением негативных новостей в регионе, будет дальше развиваться, потому что политическая борьба есть, пока Кремль не озвучил своего решения. А ему сейчас не до этого: очень много выборов в следующем году на других знаковых территориях. Там разворачивается борьба вокруг регионов даже более крупных, чем Воронежская область. Так что сейчас, эта проблема перемещается ближе к весне. Пока кремль не дает отмашки, я думаю, информационного шума будет много. Но пока, подчеркну еще раз, пока драматических проблем для Гусева я тоже не вижу. А что будет дальше – посмотрим и оценим!
Юлия Степанова
Telegram-канал «Пятая власть»Поделиться: